Когда личность не агрессивна, она непобедима. (Ошо)
С началом нового учебного года продолжил свою работу проект «МИГ-60» от Псковского отделения Российского Красного Креста. В среду 18 сентября ребята 5-9 классов приняли участие в тренинге «Я учусь владеть собой».
Основная цель мероприятия: формирование у участников способности анализировать и адекватно оценивать своё состояние, осознавать вред агрессивного поведения, управлять своим эмоциональным состоянием.
Тренинг начался с упражнения: участники встали в круг и обратились к своему соседу слева со словами приветствия и пожеланиями на весь день, передавая при этом игрушечное сердце. Практически все желали друг другу здоровья, улыбок, хороших оценок и замечательного настроения. Весело и по-доброму ребята вместе с ведущей приняли правила работы в группе; обсудили ситуации, связанные с неравнодушным отношением к окружающему миру. Часто в течение суток у детей и взрослых меняется настроение. Почему это происходит, в чем причина? Оказывается, чувства сигнализируют человеку о том, что что-то случилось, заставляют искать причину испортившегося настроения, анализировать свои и чужие поступки.
На занятии мы выяснили, что такое чувства и что такое эмоции. Дарина М. поразила нас всех своим высказыванием о том, что понятие «чувство» глубже и шире, чем понятие «эмоции». Действительно, мы можем испытывать чувство любви к музыке, а состояние наслаждения, восхищения, которое испытывает человек, слушая на концерте хорошую музыку в хорошем исполнении — это эмоции.
Участников проекта познакомили с основными эмоциями, с тем, как можно их выразить. Упражнение «Отгадывание эмоций» заставило ребят задуматься, что значит выражение «на лице написано».
Упражнение «Передай маску» показало, что большинство участников легко копируют и передают маску игрока, однако, не всем это задание оказалось по плечу.
Мы обратили внимание, что у всех ребят и взрослых очень добрые и удивительно красивые лица. На них не отражается плохое настроение, не обнаруживаются грубые черты лица. Но тем не менее, бывает возникает иногда чувство обиды, досады, раздражения. Дети вспомнили такие моменты. Ребята припомнили, что чувствовали тогда (внутри всё кипит; кулаки сжимаются; зубы стиснуты; искажается лицо). Именно так наше тело предупреждает нас о беде, имя которой, – агрессия.
Каждый человек — хозяин своих чувств и может предотвратить и предусмотреть отрицательные последствия своих эмоций. Поэтому своими эмоциональными реакциями на ситуации человек может и должен научиться управлять.
Как снять вербальную агрессию, как помочь выплеснуть гнев в приемлемой форме? Упражнение «Обзывалки» помогло найти ответы на эти вопросы.
Притча «Небеса и ад» заставила всех порассуждать на тему, что делать со злостью и агрессией. С помощью мозгового штурма ребята собрали несколько способов регуляции собственных эмоциональных состояний и представили свои примеры: кто-то считает до 10, кто-то включает любимую музыку, кому-то необходимы спортивные тренажёры.
Всех участников проекта познакомили с упражнениями, как «Лист гнева», «Вверх по радуге», «Выкинь» и другими. А завершили тренинг упражнением «Пушинка».
В ходе рефлексии участники тренинга поделились своими впечатлениями и высказали пожелание продолжить и развить данную тему. Все ребята получили памятки «Как управлять эмоциями» и призы, приобретенные за счёт проекта.
В завершение мероприятия напомнили строки Булата Окуджавы, которые адресованы абсолютно всем:
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты —
ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, —
тем более что жизнь короткая такая.
Ольга Васильева,
координатор проекта «МИГ-60»