ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР
по развитию системы комплексного сопровождения
детей с интеллектуальными нарушениями,
с тяжёлыми множественными нарушениями
Такой статус получил Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области. Об этом было заявлено на Московском международном салоне образования 12 апреля 2017 г. Появление такого центра, созданного на основе деятельности НКО, открывает дорогу к изменению жизни детей с тяжёлыми диагнозами, считают специалисты.«Создание Федерального ресурсного центра по образованию для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями — долгожданное событие, — рассказала порталу Милосердие.ru сопредседатель Координационного Совета по делам детей-инвалидов других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палаты РФ, член Совета по попечительству в социальной сфере при Правительстве РФ Елена Клочко. — Ведь это та категория детей, которая раньше считалась необучаемой. По большей части их помещали в детские дома-интернаты».По её словам, ранее обучением детей с тяжёлыми множественными нарушениями занимались НКО. Ситуация изменилась с принятием федеральных образовательных стандартов (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями возможностями (ОВЗ), где для таких детей определен четвертый уровень. «Это значит, что с ними будут работать по специальным индивидуальным программам развития (СИПР). Там невелика образовательная составляющая, основной упор сделан на жизненные компетенции. В основе — опыт Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения в Псковской области, который продвинулся в этом направлении дальше всех», — пояснила эксперт.Очень важным, она считает, добиться того, чтобы программа СИПР сама по себе подразумевала выделение финансирования — потому, что для каждого такого ребёнка набор необходимых ему услуг индивидуален. Если это удастся — можно будет сказать, что большинство из наиболее «тяжёлых» детей будут социализированы настолько, насколько это возможно.
«Открытие Федерального ресурсного центра означает, что обучение детей с тяжёлыми множественными нарушениями вписывается в государственную систему координат. Здесь будут готовиться методические материалы для последующей разработки и осуществления тех самых специальных индивидуальных программ развития. И кроме этого — здесь будет вестись подготовка и переподготовка специалистов, которые будут работать с этими детьми, обучать необходимым для такой работы компетенциям», — подчеркнула Елена Клочко.Как сообщил порталу Милосердие.ru директор Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области Андрей Царёв, в новом статусе центр будет распространять уже накопленный опыт, который должен теперь применяться в соответствии с новыми образовательными стандартами.
По его словам, уже сейчас этой организации удалось добиться того, что родителям не нужно отдавать «тяжёлых» детей в стационарные условия — они живут в своих семьях, посещают детский сад, потом школу, получают возможность трудиться, дневную занятость. И даже когда родители уйдут из жизни — такой человек сможет продолжить жить в своем доме, благодаря сопровождению. «Это соответствует международной концепции прав инвалидов, концепции нормализации жизни человека с инвалидностью. Нам кажется, что мы на правильном пути, хотя еще очень много разных трудностей, проблем, которые необходимо решать, чтобы это стало действительно нормой, а не каким-то исключением», — подчеркнул Андрей Царёв.
Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения существует с 1993 года. Он создавался как НКО, затем действовал в качестве муниципального учреждения, в настоящее время имеет статус госучреждения. При этом деятельность центра ведется в тесном взаимодействии с НКО, выполняющими ряд функций. На сегодняшний день там выстроена вся цепочка сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья от младшего возраста до взрослого человека.
В состав Центра входит пять отделений: ранней помощи «Лимпопо», дошкольное и школьное отделения, дистанционного образования и учебного проживания, где под присмотром специалистов дети учатся жить самостоятельно, отдельно от родителей. Также специалисты Центра разработали новую образовательную модель, которая подразумевает полное сопровождение детей-инвалидов в течение всей жизни, и поможет заменить специализированные дома-интернаты для людей с тяжёлыми и множественными нарушениями.
Статистика показывает, что в Псковской области в сравнении с другими субъектами РФ меньше всего детей, имеющих семьи, проживают в интернатах. (По информации Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области и пресс-службы администрации Псковской области).
Источник — портал МИЛОСЕРДИЕ.RU
Фото Ирины Осиповой