– Бабушка, зачем тебе такие большие уши?
– Это чтобы лучше слышать тебя, дитя мое.
Шарль Перро
Всех нас окружает мир, наполненный самыми разными звуками. Одни из них приносят удовольствие, другие – умиротворение, третьи – радостное возбуждение, четвёртые трогают до глубины души. Есть также звуки, порождающие отрицательные эмоции. Но не все люди могут слышать всё это разнообразие звуков.
Всемирной организацией здравоохранения был учреждён знаменательный день, призванный обратить внимание общественности на важность сохранения у людей функции улавливать звуки. Международный день охраны здоровья уха и слуха отмечается ежегодно 3 марта. Дата праздника имеет символическое значение, ведь цифры 03.03. по форме подобны человеческому уху.
Для учащихся школьного отделения с нарушениями опорно-двигательного аппарата в рамках валеологического кружка состоялся Урок Здоровья по теме «Гигиена органов слуха».
На занятии с ребятами раскрыли значение органа слуха, познакомились со строением человеческого уха, узнали, как работает слух. Большое внимание уделили вопросу о причинах нарушения функций органа слуха, возникновения заболеваний. Школьники узнали о врождённых и приобретённых причинах потери слуха. Более подробно остановились на известном многим детям и взрослым заболевании – средний отит. Ребятам объяснили, что воспаление среднего уха вызывается активным размножением бактерий и нередко становится осложнением после перенесённой простуды или гриппа. Без лечения отит чреват серьёзными последствиями, в том числе и потерей слуха. Лучший способ избежать его – правильно лечить простуду и поддерживать работу иммунной системы.
На уроке обсудили признаки среднего отита и объяснили, что без лечения инфекция среднего уха может привести к полной потерей слуха, а также проблемами с развитием речи и восприятием языка у детей, а самостоятельные попытки вылечить воспаление в среднем ухе могут привести к ухудшению симптомов заболевания. К какому врачу следует обратиться? Конечно, к ЛОРу!
— Кто такой «копуша»?
Дети ответили, что так называют медлительного человека, ленивого тугодума. А какое отношение «копуша» имеет к уху? Оказывается, самое непосредственное. Мы заглянули в историю и узнали, что в древнем Новгороде каждый уважающий себя человек помимо гребешка, подвешенного к поясу, должен был иметь и специальную палочку для туалета слуховых проходов. Обычно палочки эти изготовлялись из дерева. Ну а человека, который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, позабыв про все остальные дела, называли копушей. В дальнейшем так стали в насмешку обзывать всех, кто непомерно много внимания уделяет второстепенным, мелочным занятиям в ущерб главному.
А как обстоят дела с гигиеной наружного слухового прохода сегодня? У каждого из нас обязательно есть расчёска, зубная щетка, в недавнем прошлом многие пользовались зубочистками, а вот о «копушечках» сейчас вы не прочтёте ни в одном гигиеническом руководстве. Оказывается, гигиенические правила и взгляды тоже меняются с течением времени. Об этом ребята узнали на занятии. Совместно мы сформулировали правила гигиены наружного слухового прохода.
А чтобы защитить слух мы напоминаем основные правили здоровья уха и слуха:
учитель биологии
Написать автору