В марте с участниками проекта МИГ: 60 мы провели занятие из цикла «Первая помощь» на тему «Первая помощь при неотложных состояниях». Ранее с ребятами уже проводились подобные уроки. Поэтому мы решили вспомнить и обобщить ранее полученные знания.
В начале урока мы вели разговор о том, что в жизни встречаются ситуации, когда в результате течения заболеваний или воздействия чрезвычайных факторов внешней среды в организме развиваются состояния, угрожающие жизни. Такие состояния называются неотложными. Только своевременная и грамотно оказанная первая, а затем квалифицированная медицинская помощь могут сохранить жизнь больного или пострадавшего.
Существует очень много разновидностей неотложных состояний. Мы на данном уроке решили остановиться только на пяти: солнечный удар, отравление, обморок, утопление и удушье.
Участникам проекта были подготовлены следующие карточки:
Участников проекта разделили на 5 команд, каждая из которых получила карточку, вытянув по жребию. Кроме того, команды получили еще опорные листы с информацией по оказанию первой помощи при данной неотложной помощи. На доске были вывешены плакаты на данную тематику. Командам было дано время на обдумывание, обсуждение и составление ответа.
После участники разыгрывали ситуации и объясняли свои действия. Так например, Саша О. оказывала первую помощь человеку, который упал в обморок. Мы задавали вопросы: что при этом надо у пострадавшего проверить? Пульс и дыхание, — сразу сориентировались старшие члены команды, младшим пришлось подсказать «дыхание». Сохранен ли при обмороке пульс? — Да! — ответили дружно. А вот по поводу дыхания мнения ребят разошлись; Саша С. поторопился ответить «нет», что было неверным ответом. «Ребята, если пульс и дыхание сохранены, надо ли проводить реанимационные мероприятия: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца?» Дети ответили верно и на этот вопрос: «Нет, не надо!» Как будем приводить человека в чувство? Поступило несколько предложений: Даша Р. предложила открыть окно, Сергей П. — побрызгать в лицо холодной водой, Саша О. — помахать чем-нибудь перед лицом пострадавшего. В дополнение к этому инструктор предложила дать понюхать человеку, потерявшему сознание, флакон или ватку с нашатырным спиртом. Поднесла к носу каждого это мощное бодрящее средство с резким неприятным запахом. Итак, пострадавший был спасен.
Следующая команда разыгрывала и объясняла свои действия при солнечном ударе. Пострадавшим был Владик Р. Никита Ш. рассказал, что пострадавшего надо отнести в тень (прохладное место) и освободить от стягивающей тело одежды. Соня Н. усиленно махала импровизированным веером, обеспечивая доступ воздуха. Мы обсудили с ребятами, что голову пострадавшего надо приподнять и положить на лоб и сердце стягивающие компрессы, дать попить. Ребята задали вопрос, надо ли вызывать врача. Конечно, надо. Если пострадавший перестал дышать и его пульс не прощупывается, нужно сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Участники проекта обратили внимание на то, что для предупреждения перегревания следует защищать голову и носить светлый головной убор.
Очень забавно вошёл в роль пострадавшего Игорь Н. Он представлял утопающего. Сам Игорь был одет в джинсы и полосатую тельняшку, мы представили, что что человек упал в воду и начал тонуть. Саша С. оказывал помощь. Он сообщил,что первым делом надо удалить воду из легких и желудка. С этой целью пострадавшего мы уложили на одно колено и резкими движениями показали как надо сдавливать живот и грудную клетку. Затем надо освободить рот и нос от грязи и начать делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Игорю так понравилось быть в роли пострадавшего, что ему не хотелось вставать с коврика.
Очень ответственно подошла к своей роли Настя П. Она вместе со своей командой отвечала на вопрос, что делать при удушении. Мы обсудили признаки и прокомментировали слова Олеси, которая сказала, что надо прислушиваться к дыханию. Оно может быть хриплым или прекратиться вообще. Конечно, срочно звонить в скорую. Но до ее приезда можно необходимо открыть рот пострадавшему, оттянуть язык вперед или переменить положение головы, откинув ее назад. С маленьким ребенком поступить проще, можно перевернуть его вниз головой и постучать по спине, чтобы застрявший предмет сам выскочил, можно постучать по спине. Конечно, следить за детьми, чтобы они ничего не засовывали себе в рот. И не разговаривать во время еды.
Последней команде досталась ситуация с отравлением лекарственными средствами. Ангелина Ш. была в роли пострадавшей. Мальчики из ее команды сообщили, что надо первым делом промыть желудок, дать несколько стаканов воды с питьевой содой и вызвать рвоту. Мы добавили, что процедуру нужно повторять несколько раз, до полного удаления вредных веществ из желудка. Затем больному дать крепкий сладкий чай и уложить в постель до приезда скорой.
Хотим отметить, что такие занятия по оказанию первой помощи, когда ребята сами являются активными участниками процесса, дают возможность запомнить материал лучше и надолго.
Ольга Васильева,
координатор программы «МИГ 60»