Первую помощь окажем всегда!

В марте с участниками проекта МИГ: 60 мы провели занятие из цикла «Первая помощь» на тему «Первая помощь при неотложных состояниях». Ранее с ребятами уже проводились подобные уроки. Поэтому мы решили вспомнить и обобщить ранее полученные знания.

В начале урока мы вели разговор о том, что в жизни встречаются ситуации, когда в результате течения заболеваний или воздействия чрезвычайных факторов внешней среды в организме развиваются состояния, угрожающие жизни. Такие состояния называются неотложными. Только своевременная и грамотно оказанная первая, а затем квалифицированная медицинская помощь могут сохранить жизнь больного или пострадавшего.

Существует очень много разновидностей неотложных состояний. Мы на данном уроке решили остановиться только на пяти: солнечный удар, отравление, обморок, утопление и удушье.

Участникам проекта были подготовлены следующие карточки:

 

1.​ Настя 3,5 лет, играя в гостиной, вытащила из маминой сумочки флакончик с таблетками валерианы и, решив, что это витамины, съела их (всего 12-15 штук). Родители обнаружили это спустя 20 минут. Ваши действия.

Окажите первую медицинскую помощь.

 

2. На пляже подростки играли в мяч. Головные уборы отсутствовали. День был солнечный жаркий. Через 3 часа один из них почувствовал себя плохо. Жалобы на головную боль, головокружение, слабость, тошноту, была рвота. При осмотре: кожа бледная, наблюдается покраснение склер (белочной оболочки глаз).

Какое состояние можно заподозрить? Какую помощь необходимо оказать?

 

3. После бессонной ночи студентка пришла на экзамен. Почувствовала внезапную слабость, дурноту, головокружение, онемение рук и ног. Затем потеряла сознание. Отмечаются:

-​ бледность кожи;

-​ холодные конечности;

-​ редкое, поверхностное дыхание;

-​ слабый редкий пульс;

-​ все мышцы расслаблены;

-​ через несколько минут сознание полностью восстановилось.

О каком состоянии можно подумать? Окажите первую медицинскую помощь.

 

4. Во время катания на лодке мальчик упал в воду. После извлечения из воды: кожа синюшная, изо рта выделяется пенистая жидкость, дыхание отсутствует.

Какую помощь необходимо оказать?

 

5. У девочки внезапно появилось удушье – развился приступообразный кашель, судорожное дыхание, нарастающая синюшность лица. Со слов младшего братика дети играли с пуговицами.

О каком состоянии можно подумать? Какие действия нужно применить до прихода врача?

Участников проекта разделили на 5 команд, каждая из которых получила карточку, вытянув по жребию. Кроме того, команды получили еще опорные листы с информацией по оказанию первой помощи при данной неотложной помощи. На доске были вывешены плакаты на данную тематику. Командам было дано время на обдумывание, обсуждение и составление ответа.

После участники разыгрывали ситуации и объясняли свои действия. Так например, Саша О. оказывала первую помощь человеку, который упал в обморок. Мы задавали вопросы: что при этом надо у пострадавшего проверить? Пульс и дыхание, — сразу сориентировались старшие члены команды, младшим пришлось подсказать «дыхание». Сохранен ли при обмороке пульс? — Да! — ответили дружно. А вот по поводу дыхания мнения ребят разошлись; Саша С. поторопился ответить «нет», что было неверным ответом. «Ребята, если пульс и дыхание сохранены, надо ли проводить реанимационные мероприятия: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца?» Дети ответили верно и на этот вопрос: «Нет, не надо!» Как будем приводить человека в чувство? Поступило несколько предложений: Даша Р. предложила открыть окно, Сергей П. — побрызгать в лицо холодной водой, Саша О. — помахать чем-нибудь перед лицом пострадавшего. В дополнение к этому инструктор предложила дать понюхать человеку, потерявшему сознание, флакон или ватку с нашатырным спиртом. Поднесла к носу каждого это мощное бодрящее средство с резким неприятным запахом. Итак, пострадавший был спасен.

Следующая команда разыгрывала и объясняла свои действия при солнечном ударе. Пострадавшим был Владик Р. Никита Ш. рассказал, что пострадавшего надо отнести в тень (прохладное место) и освободить от стягивающей тело одежды. Соня Н. усиленно махала импровизированным веером, обеспечивая доступ воздуха. Мы обсудили с ребятами, что голову пострадавшего надо приподнять и положить на лоб и сердце стягивающие компрессы, дать попить. Ребята задали вопрос, надо ли вызывать врача. Конечно, надо. Если пострадавший перестал дышать и его пульс не прощупывается, нужно сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Участники проекта обратили внимание на то, что для предупреждения перегревания следует защищать голову и носить светлый головной убор.

Очень забавно вошёл в роль пострадавшего Игорь Н. Он представлял утопающего. Сам Игорь был одет в джинсы и полосатую тельняшку, мы представили, что что человек упал в воду и начал тонуть. Саша С. оказывал помощь. Он сообщил,что первым делом надо удалить воду из легких и желудка. С этой целью пострадавшего мы уложили на одно колено и резкими движениями показали как надо сдавливать живот и грудную клетку. Затем надо освободить рот и нос от грязи и начать делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Игорю так понравилось быть в роли пострадавшего, что ему не хотелось вставать с коврика.

Очень ответственно подошла к своей роли Настя П. Она вместе со своей командой отвечала на вопрос, что делать при удушении. Мы обсудили признаки и прокомментировали слова Олеси, которая сказала, что надо прислушиваться к дыханию. Оно может быть хриплым или прекратиться вообще. Конечно, срочно звонить в скорую. Но до ее приезда можно необходимо открыть рот пострадавшему, оттянуть язык вперед или переменить положение головы, откинув ее назад. С маленьким ребенком поступить проще, можно перевернуть его вниз головой и постучать по спине, чтобы застрявший предмет сам выскочил, можно постучать по спине. Конечно, следить за детьми, чтобы они ничего не засовывали себе в рот. И не разговаривать во время еды.

Последней команде досталась ситуация с отравлением лекарственными средствами. Ангелина Ш. была в роли пострадавшей. Мальчики из ее команды сообщили, что надо первым делом промыть желудок, дать несколько стаканов воды с питьевой содой и вызвать рвоту. Мы добавили, что процедуру нужно повторять несколько раз, до полного удаления вредных веществ из желудка. Затем больному дать крепкий сладкий чай и уложить в постель до приезда скорой.

Хотим отметить, что такие занятия по оказанию первой помощи, когда ребята сами являются активными участниками процесса, дают возможность запомнить материал лучше и надолго.

Ольга Васильева,
координатор программы «МИГ 60»

Написать автору
наверхнаверх