Значительное место в курсе “Биология” отведено лабораторным работам и экскурсиям, которые позволяют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды. Так совпало, что у ребят 7, 9 и 10 классов в сентябре были запланированы тематические экскурсии: “Осенние явления в жизни растений”, “Разнообразие животных в природе”, “Биологическое разнообразие вокруг нас”. 25 сентября мы объединили три темы в одну и отправились с ребятами на экскурсию в дендропарк у Мирожского монастыря.
Приехав в дендропарк, мы обратили внимание на то, как много света, воздуха и зелени у древних стен Спасо-Мирожского монастыря. Растут здесь обычные, характерные для нашего климата деревья и кустарники – береза, рябина, боярышник, сирень, шиповник, липа мелколистная, ива, ясень, ель. Но также встречаются и “пришельцы”. Здесь растет ложноплатановый клён (клён белый, явор), характерный для Центральной Европы и Юго-западной Азии – единственное дерево этого вида в Пскове. У входа в Дендропарк со стороны Великой есть тополь серебристый, который в диком виде произрастает в Северной Африке и почти на всей территории Европы. В парке много белых ив, они растут у воды. На территории парка встретились нам растения-интродуценты (то есть не характерные для Псковского региона), например, роза морщинистая, горная сосна, клён татарский, раскидистая ива Ладебура и другие.
Мы внимательно осмотрели некоторые деревья, оценили их состояние по внешним признакам. Обратили внимание на то, что ослабленных и усыхающих деревьев практически нет. Осматривая стволы деревьев и кустарников, нашли участки, покрытые лишайниками.
Наиболее типичные лишайники: накипные – ксантория настенная; листовой – пармелия. Напомнили ребятам, что лишайники – комплексные организмы, слоевище которых представляет собой объединение гриба и водоросли, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом. Лишайники совершенно не выносят загазованности воздуха. Поэтому они являются индикаторами (показателями) чистоты воздуха. Там, где их много, воздух свободен от промышленных выбросов, почти не содержит сернистого газа. Там, где лишайников нет, атмосфера напротив более или менее загрязнена. По нашим исследованиям территория дендропарка благоприятна в отношении чистоты воздуха.
Обратили мы свое внимание на то, что листья разных деревьев отличатся по цвету. Так, на берёзе и липе листья – жёлтые, на клёне, рябине, осине – красные. А зелёными листья часто остаются на кустах сирени до самых морозов. Почему листья опадают? Безболезненно ли для дерева расставание с листом? Вместе с ребятами мы находили ответы на вопросы. Отметили, что осеннее сбрасывание листьев не является прямым следствием ухудшения погодных условий, это наследственно закреплённое свойство растения. Сигналом к началу листопада является не падение температуры, как можно было бы подумать, а изменение продолжительности светового дня – самый верный и неизменный признак наступления осени.
А ещё мы пошуршали опавшими листьями! И не зря! Уже доказано, что звуки шуршащей листвы успокаивают нервную систему, снижают эмоциональное возбуждение. Звук шелеста листьев под ногами помогает осознать, что все в мире преходяще, что перемены и связанные с ними переживания – это неотъемлемая часть жизненного цикла.
Дорожка привела нас к небольшому озеру, где круглый год живут утки, которых посетители парка с удовольствием кормят. Мы тоже не остались в стороне и покормили уточек, за которыми, правда, пришлось ещё побегать, так как они, вероятно, не были голодными.
40 минут пролетели незаметно… Пришло время возвращаться снова в школу. Но насладиться прекрасными тёплыми осенними днями ещё возможно. Короткое “бабье лето” ещё вернется, а это значит, что солнце пошлёт нам последние лучи, чтобы мы успели запастись ими перед долгой зимой.
учитель химии, биологии и географии
Написать автору