О курении

Занятие с элементами тренинга «Курение: за и против» было проведено 25 февраля для старших ребят, участников проекта «Миг-60».

Данное занятие является первым в цикле занятий по профилактике ПАВ-зависимости (ПАВ – психоактивные вещества). Участникам предлагалось рассмотреть курение с разных сторон вместо традиционного одностороннего представления о курении как негативном и осуждаемом явлении. Это позволило снять напряжение и позицию защиты у тех участников, кто имел опыт курения. В то же время в ходе занятия были созданы такие ситуации, которые были направлены на осознание себя относительно курения, так как по нашему мнению курение для подростков является мало осознанным процессом.

Основная мысль тренинга — никто ничего тебе не может запретить, но «дьявол не желает зла, он просто любопытен …»

Первое упражнение – упражнение Джеффа, целью которого была актуализация проблемы курения. На стенах классного помещения были развешаны плакаты с надписями «Да», «Нет», «Не знаю». Подросткам предлагались вопросы или утверждения, участники выбирали свой вариант ответа и подходили к нему, образовывая группы. После выбора ответа одного из представителей группы просили прокомментировать выбор. Предлагались следующие вопросы:
• имеют ли подростки право курить?
• является ли курение проблемой?
• существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?
• верно ли, что в большинстве стран модно курить?
• физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением? И т.д.

Следующее упражнение – «Знаете ли вы?». Двум командам были даны карточки с утверждениями, в которых были пропуски. Необходимо было вспомнить информацию и вставить пропущенные слова или цифры. Материал касался родины табака, вредных веществ, физической и психической зависимости, последствий курения. Участники советовались друг с другом, спорили, высказывали свои точки зрения. После зачитывания информации совместно с ведущей исправляли неточности и вывешивали карточки на доску.

Затем участникам тренинга был предложен отрывок из мультфильма «Тайна едкого дыма», в котором ребята со взрослым ученым совершают путешествие на вертолёте, уменьшившись до микроскопических размеров, и проводят в организме курильщика некоторое время, узнавая кое-какие нюансы о здоровье человека. Был показан организм изнутри человека, который курит, а вернее убивает себя медленно, но целенаправленно. Участников проекта совсем не веселило то, что происходило на экране.

После просмотра фильма участникам тренинга было предложено разделиться на две группы – адвокаты и прокуроры. Каждой группе было необходимо аргументировать собственную позицию. Ведь, несмотря на знания о вреде курения, общество продолжает курить, в том числе и некоторые наши старшеклассники (не постоянно, но попробовали, как оказалось из частной беседы). Ребята попробовали оправдать и обвинить курение как можно убедительнее. В итоге, многие задумались. Акцентирование внимания на процессе курения, разбор данного процесса и его психологических причин, анализ собственных установок относительно курения позволило молодым людям сформировать собственное отношение к курению и продвинуться в решении вопроса «курить или не курить?».

Наши дети так хотят быть «как все», хотят, чтобы их принимали в компаниях сверстников, хотят понравиться. Но в силу своей неопытности не могут разделить «белое и чёрное». Нам нужно научить подростков вырабатывать собственную позицию. Поэтому следующее упражнение: «Скажи «Нет» было посвящено тренировке навыка уверенного отказа. Ведь курить предлагают, как правило, значимые для нас люди, с которыми мы хотим поддерживать отношения. Но здоровье – личное дело каждого, поэтому мнения на этот счёт у нас могут расходиться. Участники проекта учились говорить «Нет», учились отстаивать свою правоту. Ребят познакомили с разными способами отказа, с аргументированием или с переубеждением другого. С этой целью были разыграны разные ситуации.

В заключение занятия ребята сделали вывод, что табак относится к психоактивным веществам, так как вызывает зависимость. Последствия его менее очевидны, чем последствия, например, наркомании, но не менее ужасны.

В ходе проведения данного занятия мы отметили его эффекты: у подростков, не имеющих опыта курения до занятия, закрепилось негативное отношение к курению. У подростков, имеющих опыт курения, произошла «раскачка» установки на курение, что может в дальнейшем способствовать отказу от данного способа самовыражения и решения проблем.

Ольга Васильева,
координатор проекта «МИГ-60»

Написать автору
наверхнаверх