В Минобрнауки России обсудили организацию образования детей с РАС

21 июня в Министерстве образования и науки Российской Федерации состоялось заседание экспертной группы по вопросам организации образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Мероприятие провела заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Т. Ю. Синюгина. Открывая совещание, Т. Ю. Синюгина подчеркнула необходимость двустороннего взаимодействия для решения имеющихся проблем.

«Обращаю внимание на эффективность совместных усилий и участия в этом процессе не только государства. Важно, чтобы мы с вами все вместе оставались в этом «поле сотрудничества». На нас лежит большая ответственность: стратегическими линиями, которые мы выделяем и начинаем реализовывать, руководствуются регионы», – заявила Татьяна Юрьевна.

В ходе заседания его участники обсудили раннюю помощь обучающимся с РАС, современные научные исследования по проблеме изучения РАС, результаты доработки примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с РАС.

В заседании приняли участие являющиеся членами Экспертного совета представители ФГБНУ ИКП РАО – и.о. директора института Н. Н. Малофеев, ведущие научные сотрудники ИКП РАО – Е. Р. Баенская и М. М. Либлинг.

В своём сообщении «О современных научных исследованиях по проблеме изучения РАС» академик РАО Н. Н. Малофеев напомнил, что «эмоционально-смысловой подход к коррекции аутизма, разрабатываемый в ИКП РАО на протяжении почти 40 лет, основан на представлении об аутизме как системном нарушении, проявляющемся как в аффективной, так и в когнитивной сферах. Целью воздействия в этом подходе становится помощь в построении развивающего взаимодействия аутичного ребёнка с людьми и окружающим миром, а не в сглаживании или купировании патологических проявлений. Тем самым ориентиром для педагога, ведущего психокоррекционную работу является психическое развитие ребёнка с учётом специфики нарушения. Большое значение отводится постоянному взаимодействию педагогов, психологов и родителей детей с аутизмом. Именно такой подход дает возможность получать устойчивые результаты психолого-педагогической коррекционной работы».

По мнению директора ИКП РАО, «доказательство эффективности того или иного подхода — сложная научная задача. Большинство исследователей сходятся в том, что оценить эффективность коррекционного вмешательства при РАС можно лишь с помощью катамнестических исследований, построенных на следующих критериях: способность человека выполнять социально значимую работу, отсутствие выраженных поведенческих проблем и способность вступать в удовлетворительные социальные отношения. Следовательно, убедительнее выглядит не результат кратковременного вмешательства, а эффективность длительного коррекционного сопровождения. Неизменным критерием эффективности коррекционного воздействия остается воспроизводимость результатов, полученных при обучении, другими специалистами. Доказательными следует считать, в первую очередь, лонгитюдные исследования на валидной выборке».

Докладчик отметил, что «психолого-педагогическую помощь на постоянной основе (т.е. на протяжении многих лет) в Институте получили более ста детей. Кроме того, более двух тысяч детей и подростков с РАС получили консультативную поддержку. Практически у всех детей, с которыми проводились постоянные занятия, наблюдается выраженный прогресс в психическом и социальном развитии:

— дети с более легкими вариантами РАС смогли поступить в массовую школу, многие из них ее уже закончили, учатся в ВУЗах, работают. Некоторым удалось создать семью,

— у детей с наиболее тяжелыми вариантами РАС сформирована эмоциональная связь с близкими людьми, стала возможной адаптация в специальном образовательном учреждении,

— существенно улучшилось качество жизни семей, преодолена социальная изоляция не только ребенка, но и семьи в целом; матери таких детей получают возможность выйти на работу, хотя бы на неполную рабочую неделю,

— в последние 10 лет сотрудниками Института получен опыт коррекционного воспитания детей с наиболее тяжелыми формами аутизма, начиная с раннего возраста (3 года и младше), который позволил таким детям не только обрести речь и социальные навыки, но и успешно адаптироваться в массовой школе».

Использованы материалы сайта Министерства образования и науки РФ: минобрнауки.рф

Написать автору
наверхнаверх