Сможете ли Вы узнать русские пословицы и поговорки, прочитав вот такие компьютерные версии:
• Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
• Компьютер памятью не испортишь.
• Мал ноутбук, да дорог.
• Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают.
• По ноутбуку встречают, по уму провожают.
Наши участники проекта “МИГ-60” неплохо с этим справились на занятии на тему: “Компьютер – друг или враг?”, которое было проведено в начале ноября.
Занятие началось с отгадывания загадки про компьютер, после которой участникам было предложено ответить на вопрос: “Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово компьютер”. Среди ответов, представленных ребятами, были следующие: монитор, мышь, игры, Интернет, почта и многое другое. Практически никто не высказал негативную ассоциацию, скорее всего потому, что серьёзно не сталкивался с таковыми.
Из презентации, подготовленной педагогом, участники проекта узнали факты из истории возникновения компьютера, посмотрели фотографии первых умных машин и сделали вывод, что сейчас компьютеры можно встретить везде, так они прочно вошли в нашу жизнь. А чтобы ответить на вопрос, является ли компьютер другом или врагом, дети вместе с педагогом обсудили, что значит друг (враг). Сделали акцент на том, что враг – это тот, кто приносит зло, а друг поможет справиться с проблемами.
После краткой информации дети разделились на три группы, каждая из которых должна была подумать и написать несколько примеров в подтверждение того, что компьютер – друг, компьютер – помощник, компьютер – враг.
Порадовало, что ребята достаточно хорошо справились с заданием. Так, например, первая группа отметила, компьютер можно назвать другом, потому что есть возможность общаться с одноклассниками и друзьями, а также играть и развлекаться, Вторая группа заявила, что компьютер приносит пользу, потому как это и источник информации, и возможность научиться рисовать и печатать, можно считать и хранить большой информации, обрабатывать фотографии.
Но больше всех ответов дала третья группа, отметив, что компьютер может превратиться во врага. Ребята написали, что чрезмерное увлечение может привести к ухудшению зрения, нанести вред позвоночнику, привести к нарушению режима дня, можно получить стресс при неудачах во время игры.
Из мини-лекции педагога участники проекта узнали, что, прежде всего длительное пребывание за компьютером отрицательно сказывается на здоровье. Напрягаются шея, мышцы головы, руки, плечи и поясница. В детском возрасте, когда позвоночник ещё не окреп, постоянное нахождение за компьютером может привести к искривлению позвоночника. Ребятам был продемонстрирован ролик “Как правильно сидеть за компьютером”. Школьникам показали упражнения для рук и тела, которые нужно выполнять для снятия утомления. Гимнастика для глаз также нужна для профилактики негативных последствий: возникновения близорукости, снижения зрения.
Участники проекта узнали, что помимо физического вреда компьютер оказывает негативное влияние на нервную систему. Ребята сами признались, что некоторые компьютерные игры вызывают агрессию. Существует и опасность психологической зависимости. Виртуальная жизнь понемногу замещает реальную, общение с близкими и друзьями интересует все меньше, а привычные ценности и стремления постепенно утрачивают смысл. Наши ребята перестали смеяться, стали внимательнее слушать и задавать вопросы. А когда посмотрели видеоролик м/ф “Интернет-зависимость” и вовсе серьезно задумались!
Участникам проекта рассказали, чтобы избежать неприятных последствий для психического здоровья, необходимо контролировать время работы за компьютером. О том, сколько времени можно уделять работе с “умной машиной”, согласно возрасту, узнали школьники.
Есть опасности при работе в сети Интернет. Чтобы их сформулировать, ребятам было предложено разобрать несколько ситуаций: “Свидание”, “Нужная вещь”, “Неизвестный адресат”. Что делать, если незнакомый человек предлагает встретиться, прислать фотографию, выслать деньги “якобы другу” и многое другое – все эти ситуации мы рассмотрели с детьми.
В заключительной части занятия участники проекта сделали вывод: компьютер не может заменить радость общения с другом, родителями. Только близкие могут понять, помечтать с тобой, смогут приготовить сюрприз и успокоить. А на самый главный вопрос урока каждый участник ответил сам.
Небольшие сюрпризы, приобретенные за счёт средств проекта, получили ребята в подарок.
Ольга Васильева,
координатор проекта «МИГ-60«
Написать автору