С 28 по 30 июня 2021 года в Калуге проходила XVI конференция городов-побратимов России и Германии. В работе этой конференции принимали участие Андрей Царёв и Светлана Андреева: делились опытом Пскова и Центра лечебной педагогики в частности. Три дня работы были насыщены встречами, выступлениями, дискуссиями.
На конференции работало пять секций, в каждой обсуждались различные темы российско-немецкого партнёрства (экономика, экология, история, здоровье, инклюзия). Мы вместе с нашими немецкими партнёрами готовили и модерировали секцию 3 «Инклюзия и участие в жизни общества людей с инвалидностью и пожилых».
Тема обсуждения – достойная жизнь человека с инвалидностью и пожилого человека в инклюзивном сообществе.
Тема всестороннего участия людей с инвалидностью в жизни местных сообществ была одной из важнейших тем конференции городов-побратимов в Ульяновске в 2013 году. В резолюции ульяновской конференции было отмечено, что «обмен опытом о внедрении Конвенции ООН о правах инвалидов должен стать неотъемлемой частью рабочих планов всех городов-побратимов, при активном вовлечении в эту работу самих людей с инвалидностью». К сожалению, данная тема по-прежнему очень слабо представлена в проектах, мероприятиях городов-побратимов. Ею в большей степени занимаются общественные организации, и опыт, который российские НКО могут перенять у немецких партнёров – бесценен. Мы познакомились с несколькими примерами успешных российско-немецких проектов в этой сфере.
Очень важная тема, которая была сквозной в работе группы – необходимость перехода от существующей сегодня парадигмы cоциального обслуживания объекта (человека с инвалидностью или пожилого человека) к парадигме сопровождения субъекта.
Тема инклюзии давно присутствует в нашей жизни, но это не становится системой в регионах России. Почему? Чтобы успешные локальные практики (такие, как опыт Псковской области), не оставались всего лишь локальными практиками, чтобы этот опыт заработал системно по всей стране, мы должны думать, как отразить его в законодательстве.
Помимо основной темы, волнующими всех оказались два момента.
Был поднят в целом вопрос: а что же такое партнёрство? И ответ на него: это должен быть обоюдовыгодный процесс, это должен быть диалог равных, но никак не позиция – одна дающая, другая – принимающая сторона, как это, к сожалению, нередко бывает.
И тема войны, истории, памяти. К ней невозможно не возвращаться. И в нашей группе это происходило. Наши два народа очень сильно пострадали. И наша задача – не допустить распространения той страшной идеологии. Мы хотим строить наше будущее вместе.
педагог-психолог, координатор русско-немецких проектов
Написать автору