4 апреля для ребят участников проекта “МИГ: 60” состоялся очередной Урок Здоровья, который был посвящён очень важной и нужной теме: “Пожарная безопасность”.
Конечно, трагедия, которая произошла в торговом центре “Зимняя вишня” г. Кемерово болью и скорбью отозвалась в каждом сердце. Придя в школу после каникул, дети обсуждали случившееся. Ребята младшего и среднего возраста задавали вопросы: «А почему начинается пожар? А у нас такое может быть? А что делать, если кругом огонь? Куда идти? А я могу оказаться в такой ситуации?» Поэтому нашей задачей было успокоить ребят и рассказать о том, что делать, чтобы избежать пожара и как себя правильно вести в случае беды.
Урок начался с беседы, в ходе которой были заданы следующие вопросы:
— Огонь – друг или враг человека?
— Можем ли мы представить свою жизнь без огня?
Ребята сообщили, что без огня жить всё-таки трудно, он нам освещает и греет дома, школы, детские сады. На огне готовим пищу. Огонь заставляет бегать машины, поезда, теплоходы, самолёты.
Педагог рассказала, что с огнём древнейший человек познакомился на заре своего существования. Это был огонь вулканов, огонь естественных газовых скважин, богатых залежами нефти. Другими не менее важными источниками огня в природе были лесные и степные пожары, возникающие от удара молнии или в результате самовозгорания веществ. При виде лесного или степного пожара всё живое, в том числе и первобытные люди в ужасе убегали, спасаясь от страшной огненной стихии. При употреблении в пищу мяса животных, погибших при лесных и степных пожарах, люди могли почувствовать преимущество природой приготовленной на огне пищи, а также ценные свойства огня (способность обогревать, отгонять диких зверей). Полученный на таком пожаре огонь затем поддерживали, не давали ему угаснуть.
![]() |
![]() |
Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь.
Но огонь превращается в страшного врага, когда горит дом, убивая детей, взрослых, пожирая всё что есть. К сожалению, пожаров в нашей жизни становится всё больше. Горят сено и солома, дома и школы, здания офисов и заводов в городах и многое другое. И везде одна причина: что-то человек не досмотрел, забыл, прошёл мимо, не выключил утюг, газ, дети стали играть со спичками… По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
С участниками проекта мы прочитали определения, что такое пожар?
Педагог сообщила историческую справку: в “Судебнике” Ивана III, введённом в 1498 году, сказано о курцах (тех, кто курит): “Зажигальщику живота (жизни) не дать, казнить его смертной казнью”. Вот такое суровое наказание ждало виновников пожара. Как вы думаете, почему? Ребята постарше вспомнили, что все постройки раньше были деревянными, и огонь мог легко распространиться. Тушить огонь было очень сложно, не было никакой пожарной техники. Пожар нёс огромные бедствия, уничтожая жилища людей, скот, различные постройки, продукты, и, наконец, в огне гибли люди. Поэтому наказание было столь жестоким. Педагог добавила: “Беду легче предотвратить, чем исправлять последствия, – это понимали и древние люди”.
Дома, в которых мы живём, обеспечены газом, электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же. Участники проекта перечислили их:
- Неосторожное обращение с огнём (90 %).
- Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.
- Нарушение правил противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.
- Неумение правильно эксплуатировать газовые приборы.
- Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.
- Неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов.
- Шалости детей с огнём.
После обсуждения ребятам был показан видеофильм, в ходе которого были составлены правила поведения при возникновении пожара в доме (на кухне, в гостиной), в подъезде, на улице, на даче. Как выбраться из пожара невредимым? Как пользоваться огнетушителем? Зачем нужен план эвакуации в школе? Что делать, если начался пожар в магазине или торговом центре? На все эти и другие вопросы мы находили ответы, подробно обсуждая их.
![]() |
![]() |
В заключение занятия педагог напомнила ребятам народную мудрость: «Вор ворует – стены оставляет, а пожар – ничего». Очень надеемся, что все участники запомнили основные правила!
В конце занятия были сформулированы основные правила поведения при пожаре. А самое главное, ребята запомнили — чтобы сохранять своё здоровье и жизнь, надо хорошо знать и своевременно устранять причины, при которых потенциальные опасности превращаются в реальные. Да, огонь бывает добрым и злым, но это зависит от нас с вами.
координатор проекта «МИГ: 60»
Написать автору