Визуальное расписание

расписание, 1Снова обращаемся к опыту мамы ребёнка с аутичными чертами Анны Сениной, которая ведёт блог о пути особенного ребёнка. И в этой публикации Анна рассказывает о визуальном расписании.

Текст и фото публикуются с согласия автора. Орфография, пунктуация автора сохранены.

«Давайте поговорим о визуальном расписании, с которым мы регулярно работали на занятиях в центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения города Пскова, и которое продолжаем использовать до сих пор? От себя отмечу, что если бы не грамотные специалисты, то сама бы я не смогла правильно ввести визуальное расписание в наши занятия и частично в жизнь.

❗Не путать «Визуальное расписание» и «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS»❗ PECS расшифровывается как Picture Exchange Communication System (система коммуникации через обмен картинками). Это система коммуникации, в которой с собеседником вместо реплик обмениваются карточками, как правило, для того, чтобы попросить о чем-то. В визуальном расписании могут быть использованы аналогичные картинки, но само расписание представляет собой отображение событий в течение дня. В расписании может быть отражена, например, последовательность уроков в школе, или цепочка действий (мытье рук, подготовка ко сну). У визуального расписания совсем иная функция, отличная от PECS, и обучают им пользоваться тоже совсем по-другому.❗

Для большинства людей с расстройствами аутистического спектра (аутизм, синдром Аспергера, первазивное нарушение развития и так далее) и задержкой психического развития сильная сторона – хорошее понимание визуальной информации. Большинство детей понимают то, что они ВИДЯТ, лучше, чем то, что они СЛЫШАТ. Для них часто характерен визуальный стиль обучения. Визуальная поддержка – это способ предоставить этим людям информацию в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.

Это очень важная концепция, которую необходимо понять. Речь трудно уловить. Она исчезает, как только она произнесена. Именно нам очень важно понять, что другой человек понимает нашу речь гораздо хуже, чем нам может казаться.

расписание, 1   расписание, 2
     

⏰Визуальное расписание сообщает вашему сыну или дочери, что произойдет дальше и в каком порядке. Возможно, ваши дети способны запомнить последовательность событий. Проблема в том, что в жизни (особенно по мере взросления ребенка) большинство событий не происходят в одном и том же порядке каждый день. Это может стать причиной поведенческих проблем в случае неожиданных изменений. Использование визуального расписания позволяет разработать положительную рутину, когда ребенок обращается к своему расписанию за информацией, что увеличивает его гибкость и способность справиться с жизненными неурядицами в будущем.

Визуальные расписания повышают самостоятельность, уменьшают зависимость от чужой помощи и тревожность, помогают адаптироваться к новым событиям и переменам в привычной рутине. Чаще всего визуальное расписание представляет собой изображения, расположенные на поверхности вертикально или горизонтально, прикрепленные с помощью ленты велкро («липучки»), чтобы их можно было снимать с расписания по мере выполнения нужного действия. Применение визуального расписания часто требует довольно длительного обучения ребенка. Поначалу нужно подсказывать ребенку сверяться с визуальным расписанием, снимать изображения или вычеркивать выполненные пункты, и поощрять его за использование визуального расписания.

расписание, 3

⭕Семь причин использовать визуальные расписания у ребенка с РАС: http://outfund.ru/zachem-detyam-s-autizmom-nuzhno-viz..

— Для развития независимости.
— Для того, чтобы избежать конфронтации с ребенком.
— Расписания становятся постоянным зрительным напоминанием.
— Расписания уменьшают тревожность. 
— Это способ общения с учениками.
— Люди с РАС часто лучше всего воспринимают зрительную информацию.
— Эффективность визуальных расписаний доказана научными исследованиями.

⭕Руководство для родителей по использованию визуальных расписаний: http://outfund.ru/chto-takoe-vizualnye-raspisaniya-dl..

1. Определите формат расписания.

Возможные типы расписаний включают:

. Расписание из предметов. Такое расписание наиболее уместно для людей с очень низкими речевыми навыками или невербальных. Самый простой способ использовать визуальное расписание из предметов — дать ребенку предмет незадолго до переходу к следующему занятию.
Примеры предметов, которые использовали родители одного из детей для визуального расписания:

— Играть на улице = синий мяч.

— Обед = ложка.

— Работа с терапистом = кусочек пазла.

. Расписания из рисунков или фотографий. Ваш сын или дочь будут готовы к расписанию из фотографий, если они смогут правильно соотносить картинки или фотографии друг с другом (например, в простой игре в лото). Некоторым людям проще распознавать фотографии, в то время как другим проще распознавать рисунки.
Рисунки или фотографии располагаются в вертикальную или горизонтальную линию с помощью липкой ленты, магнитов или других приспособлений, отображая последовательность занятий или событий. Ваш сын или дочь снимает с расписания одну картинку или фотографию, после чего переходит к занятию, которое она символизирует.

. Письменные расписания. Эти расписания лучше всего подходят для тех, кто хорошо читает. Если ваш ребенок только учится читать, то вы можете попробовать расписание на основе изображений с добавленными к ним словами.

расписание, 4   расписание, 5
     

2. Определите длину расписания.

И снова, длина должна зависеть от потребностей и возможностей вашего ребенка. Некоторые способны пользоваться расписанием на весь день, в то время как другие будут испытывать перегрузку от слишком большого объема информации, и им нужно видеть лишь один или два символа предстоящих событий одновременно. Вы можете предположить, какое количество пунктов будет оптимальным для вашего ребенка, а потом модифицировать его по необходимости.

3. Учите пользоваться расписанием.

Вам придется учить своего ребенка пользоваться визуальным расписанием, как и любой другой новой концепции. Если человек плохо или мало понимает устную речь, то для обучения вы будете вкладывать предмет или картинку в руку ребенка и мягко физически подсказывать ему (стоя сзади), что нужно пойти в обозначенное место. Очень важно никогда не стоять перед ребенком, когда вы ведете его в нужное место, так как иначе вы будете побуждать его полагаться на вас, а не смотреть на расписание.

5. Вносите изменения в расписание по необходимости.

Если вы учите расписание в течение пары недель, но не замечаете никакого прогресса в независимости ребенка, то это признак того, что вам нужно модифицировать расписание. Например, вы можете уменьшить количество пунктов или заменить изображения на предметы.

6.Будьте последовательны в размещении всех занятий и событий в визуальном расписании, особенно в тех случаях, когда происходит нечто неожиданное.

⭕Когда нужно использовать визуальную поддержку: http://outfund.ru/vizualnaya-podderzhka-pri-autizme

При подготовке материала была использована информация с сайта фонда «Выход».

Написать автору
наверхнаверх