Сегодня во всём мире прошли акции, приуроченные ко Дню распространения информации об аутизме. Это состояние, при котором человек практически лишён возможности самостоятельно развиваться. К сожалению, это невозможно вылечить, но помочь ориентироваться в этом мире – да.
![]() |
||
Десятилетний Тима не говорит и не понимает обращённую к нему речь с рождения. Мальчик часто отвлекается и не может усидеть на месте. Поэтому два раза в неделю к нему на помощь приходит логопед Центра лечебной педагогики.
![]() |
||
ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВА, УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:
Мы подбираем альтернативные средства коммуникации. Это могут быть и пиктограммы, и коммуникаторы, и планшетные компьютеры. Мы обучаем наших детей понимать обращенную речь. Дети учатся понимать инструкции: дай, посмотри на меня, покажи.
![]() |
||
Инструкция, чёткое расписание для детей с расстройствами аутистического спектра — вообще одно из самых действенных средств поддержки. Любое отступление от правил может вывести их из нормального состояния.
ТАТЬЯНА ГЫРИНА, УЧИТЕЛЬ:
Мы приучаем детей к тому, что они обязаны выполнять какие-то поручения, они обязаны помогать родителям дома и поэтому, пользуясь графиком дежурства, дети каждый индивидуально планирует свое дежурство.
![]() |
||
После школьных занятий 15-летняя Алёна подводит итоги дня. Сегодня поощрительных жетонов за каждое выполненное дело совсем мало. Но, говорит педагог, у девочки всё впереди. Такие занятия требуют ежедневных кропотливых усилий.
![]() |
||
АНДРЕЙ ЦАРЁВ, ДИРЕКТОР ЦЕНТРА ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ:
Помощь ребёнку с аутизмом – это труд, это большой труд. К сожалению, аутизм не уходит. Это пожизненно. Можно лишь только сгладить те или иные проявления аутистические, чтобы они, грубо говоря, не вылезали наружу. Научить ребёнка управлять собой, научить правильному социальному поведению, чтобы ему было легче жить в этом мире. И это вот основная задача взаимодействия родителей и специалистов.
![]() |
![]() |
![]() |
Сейчас в школьном отделении Центра лечебной педагогики обучается 41 ребёнок. Примерно 70% из них имеют аутичные черты. К сожалению, говорит директор, еще больше детей остается без поддержки специалистов вообще. Очередь желающих попасть в Центр с каждым годом только увеличивается. Сейчас это около 30 дошкольников и столько же детей школьного возраста.
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВА:
Занимаемся мы здесь недавно, скоро будет год. Нам здесь очень нравится. Так как у Данечки диагноз: задержка психоречевого развития, синдром аутизма, поэтому нам здесь комфортно заниматься. Много всего интересного: конкурсы, мероприятия.
![]() |
||
А сегодня на празднике в Псковском Центре лечебной педагогики побывали самые маленькие дети с аутизмом и их родители. Шоу с собакой показала девушка, у которой так же, как и у её маленьких зрителей, есть проблемы в общении с другими людьми. А во время мастер-класса каждый ребёнок сделал своего ангела.
![]() |
![]() |
![]() |
СВЕТЛАНА НАЗАРКИНА, УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ:
Это добрые люди и они хотят общаться с другими людьми, с обычными, так называемыми людьми. Но, это у них не всегда получается. И если такой человек подходит к вам и его поведение не совсем оказывается таким, как вы ожидаете, не нужно этого бояться, нужно пойти ему навстречу. И спокойно реагировать. И, как правило, когда вы спокойно реагируете, все получается и общение складывается.
Сегодняшняя акция проходит при участии Московского Фонда поддержки социальных и культурных инициатив «Крылья даны всем». Главная цель, говорят сотрудники Центра, -привлечь внимание к проблемам людей с аутизмом и сделать мир добрее.

Источник — ГТРК Псков
Для тех, кого интересует тема аутизма, мы составили (конечно, далеко не полный) перечень видеоматериалов. Это и документальные, и художественные, и анимационные фильмы, короткометражные и полуторачасовые. Список доступен здесь.
Написать автору