В марте мы провели целую серию уроков и мероприятий, посвящённых Всемирному дню борьбы с туберкулезом.
В течение месяца были проведены тематические классные часы по темам: «Что Вы знаете о туберкулёзе?», «Осторожно, туберкулёз», «Меры профилактики против туберкулёза» и др.
Для учащихся средней и старшей возрастной группы проводился очередной урок здоровья, также посвященный данному вопросу. Для подростков был приготовлен учебный видеофильм «Туберкулёз: вопросы и ответы». В начале урока ребятам были заданы следующие вопросы:
Каковы основные признаки туберкулёза?
Что способствует развитию туберкулёза?
Какие есть меры профилактики туберкулёза?
На какие-то вопросы участникам проекта оказалось трудно дать правильные ответы, несмотря на постоянное внимание к данной проблеме.
В ходе просмотра видеофильма подростки узнали об опасности и тяжёлых последствиях заражения туберкулёзом. Туберкулёз – древнейшее инфекционное заболевание, известное со времен Египетских пирамид. Чаще всего им поражаются лёгкие, но эта инфекция способна поразить и любой другой орган. Из видеофильма ребята узнали об источниках туберкулёзной инфекции и о факторах, способствующих заболеванию туберкулёзом, выяснили признаки заболевания и что нужно делать, чтобы не заболеть.
|
![]()
|
Рассказывалось в видеофильме и о враче-фтизиатре, почти все признались, что не слышали о таком докторе. Педагог рассказала, что заболевший туберкулёзом человек должен довериться врачу и строго выполнять все предписания. У ребят возникли следующие вопросы:
Реально ли заразиться туберкулёзом в противотуберкулёзном диспансере?
С какого возраста и как часто надо делать флюорографию?
Платное или бесплатное обследование в туберкулёзном диспансере?
Что должен сделать больной кроме снимка лёгких?
На каждый из вопросов ребята получили исчерпывающие ответы. Педагог рассказала, что есть ложное предубеждение, что туберкулёзом болеют только находящиеся в заключении, алкоголики и бомжи. Это не так! Туберкулёз — инфекция, передающаяся чаще всего воздушно-капельным путём и заболеть может любой человек.
Участники проекта напомнили, что лечить туберкулёз сложно, потому что он «мутировал» и приспособился к тем препаратам, которые на него раньше воздействовали. Появились микобактерии туберкулёза, устойчивые к лекарственным средствам. Это происходит из-за неблагоприятной экологической среды и приема медикаментозных средств без назначения врача. Своевременно выявленный туберкулёз лучше поддается лечению.
В заключении урока мы пришли к выводу: соблюдая необходимые меры предосторожности, можно оградить себя от опасности заражения. Борьба с туберкулёзом будет успешной только тогда, когда мы все вместе станем соблюдать правила борьбы с коварной болезнью и требовать выполнения их от окружающих.
Как всегда, по окончании уроков, все участники получили небольшие сувениры, приобретённые за счёт проекта «Мир общения и надежд».
После тематических классных часов и уроков здоровья состоялась викторина «Что мы знаем о туберкулёзе?».
Накануне викторины педагог приготовила вопросы разного уровня сложности, вырезала из бумаги листочки и сердцевину ромашки, наклеила вопросы на обратную сторону лепестков.
|
Ребята узнали правила викторины: каждый участник по очереди выбирает любой листок ромашки, читает вопрос и отвечает на него по возможности. Вопросы оценивались так: простой вопрос — 1 балл, вопросы повышенного уровня сложности — 2 балла. Простые вопросы выглядели в виде теста, то есть, предлагалось несколько вариантов ответа, участнику надо было выбрать единственно правильный ответ. А вот в сложных вопросах ответов не было, да и сами вопросы были достаточно творческими, на эрудицию. Если участник не смог ответить правильно, любой желающий мог ответить и заработать балл в случае верного ответа.
Примеры простых вопросов:
Чем вызывается туберкулез? Назовите возбудителя. — пневмококк — вирус Эбола — бацилла Коха — дрожжи Заражение человека туберкулезом чаще происходит: — через пожатие рук — половым путём — воздушно-капельным путём - через инфицированные медицинские инструменты
То есть, простые вопросы предполагали знания, которые ребята получили в ходе подготовительных мероприятий. Как правило, большинство ребят справились с такими вопросами.
Со сложными вопросами оказалось не просто. Например:
— Русский писатель писал очерки о самых главных и драматических событиях новейшей русской истории. В одной из повестей он уделил много внимания чувствам своих маленьких героев, их переживаниям, страданиям, бедам. Чего стоит описание мук маленькой Маруси, умирающей от туберкулёза. Назовите писателя и название повести? (Короленко В. Г., «Дети подземелья») — Знаменитый итальянский скрипач, больной туберкулёзом, преодолевал слабость, выходил на сцену, забывал о болезни и восхищал слушателей своей виртуозной игрой. Назовите этого скрипача? (Никколо Паганини) — Известный детский писатель, у которого умерла в 11 лет от туберкулёза младшая дочь Мура (Маруся), лечившаяся в детском санатории «Бобровка» под Алупкой. В последствие он издаёт книгу о санатории для детей больных туберкулёзом. Кто этот писатель? (Чуковский Корней Иванович)
Таких «сложных» вопросов было много, ребята частично отвечали, иногда с помощью педагогов.

Жюри следило за правильностью ответов и по окончании викторины вынесло свой вердикт. Лучшим специалистом в вопросах борьбы с туберкулёзом оказался Илья Т., на втором месте — Саша С., третье место поделили Костя С. и Сергей П. Эти ребята были награждены памятными подарками, остальные участники проекта также получили поощрительные призы.
В конце марта были объявлены итоги конкурса детского плаката «Остановите туберкулёза, пока я жив!» в рамках социального проекта «Наше поколение должно победить туберкулёз!», посвящённого Всемирному дню борьбы с туберкулёзом.
|
|
В конкурсе приняло участие 17 человек и две работы были коллективными — от группы продлённого дня. Но основным требованиям, предъявляемым к плакату, соответствовало только 4 работы. Они были представлены в Псковское отделение Красного Креста. Авторы этих работ удивительно полно почувствовали силу цвета. Яркие, солнечные краски на рисунках — жизнеутверждающие и наступательные.
Саша О., Егор А., Никита С. воспользовались цветными карандашами и фломастерами и призвали человечество к здоровому образу жизни. Для наших детей — это отказ от вредных привычек, занятия спортом. Саша О. представила даже две работы. Будем надеяться, что творчество наших ребят не будет оставлено без внимания.
Остальные работы выполнены в виде рисунка, а не плаката, поэтому не были представлены на конкурс. Эти работы сделаны ребятами средней и старшей возрастных групп, в основном, учениками начальной и средней школ. Они тоже изобразили привычки здорового образа жизни, влияющие на здоровье человека.
Особенно постарались первоклассники: Кирилл С., Настя Д. Нами было принято решение наградить каждого участника памятными сувенирами и подарками. По словам членов конкурсной комиссии, все представленные плакаты и рисунки содержат призыв к действию и информацию, выполнены они остроумно и со вкусом. Все работы призывают к здоровому образу жизни и борьбе с болезнью.
По данным главного врача Противотуберкулезного диспансера Псковской области Сергея Богатина в Псковской области снизилась заболеваемость туберкулёзом на 17,5 %, но стоит помнить от том, что заболеть может любой человек, инфекция передается воздушно-капельным путём, никто от этого не застрахован. Чтобы не заболеть туберкулёзом, необходимо повышать защитные силы организма, соблюдать режим труда и отдыха, правильное полноценное питание, отказаться от курения и употребления алкоголя, проводить закаливание, заниматься физкультурой и др., о чём мы постоянно говорим с участниками проекта на уроках здоровья.
координатор проекта «Мир общения и надежд»
Написать автору