21 января ребята школьного отделения Центра лечебной педагогики вместе с сотрудниками детской экологической библиотеки “Радуга” присоединились к сетевой акции «Читаем о блокаде», посвященной одному из событий Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда и приуроченной к Дню воинской славы России — Дню снятия блокады Ленинграда в 1944 году.
Участники мероприятия узнали о предстоящем 27 января событии – годовщине снятия блокады Ленинграда, в этом им помогла книжная выставка «Судьбы блокадного Ленинграда». Детям презентовались книги Эллы Фоняковой «Хлеб той зимы», «Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранина.
Вниманию ребят была представлена презентация о блокаде Ленинграда, Дороге жизни, Пискарёвском мемориальном кладбище и экспонатах из его музея.
Блокада Ленинграда длилась 872 дня: с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. И, хотя советские войска прорвали блокадное кольцо 18 января 1943 года, Днем полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады считается именно 27 января 1944 года, когда в городе был дан торжественный салют в ознаменование окончания блокады.
Ребята узнали о том, как маленькие ленинградцы в блокадном городе сражались с голодом, холодом, смертью. Как с первых дней войны старались помочь взрослым: вставали за станки вместо ушедших на фронт родителей, строили оборонительные укрепления, ухаживали за ранеными, собирали металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Также ребята услышали историю ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая во время блокады вела дневник, содержащий девять страшных строк: каждая строка посвящена смерти одного из близких.
Большое впечатление на детей произвел рассказ о норме хлеба блокадников, о том, что значили в то время хлебные карточки. Нормы выдачи хлеба в осажденном Ленинграде менялись. Хлебную суточную норму снижали пять раз. Минимальную норму – 125 грамм – ввели 20 ноября 1941. Для того чтобы школьники воочию увидели норму суточного хлебного пайка, приготовили кусочки хлеба, взвесили 5 кусочков, которые весили 130 грамм, и легко помещались на ладони. Библиотекарь рассказала, что блокадный хлеб был совсем не такой как сейчас: помимо муки в состав входили различные добавки — жмых и солод, опилки.
Цитата из книги “Хлеб той зимы” как нельзя лучше описывает чувство голода:
Чувство голода ни с чем не сравнимо. Оно непохоже ни на какое другое. Ты постоянно в каком-то изнурительном нетерпении, беспокойстве. Одолевает слабость, но нет сил и на месте усидеть. Чем бы ни занялся — чтением, разговором, уборкой, в мозгу, со скоростью часового механизма, звучит один и тот же мотив: есть, есть хочу! Хочу есть! Есть, есть хочу! Хочу есть! Есть, есть хочу! Хочу есть! И так — до бесконечности, до головокружения, до тошноты…
На протяжении всего мероприятия звучали стихи о войне, о блокаде. Отдельное внимание было уделено истории создания и исполнения в блокадном Ленинграде Седьмой симфонии Д. Шостаковича, было прослушано несколько фрагментов симфонии.
В конце мероприятия ребята отметили, что подвиг людей блокады учит мужеству, стойкости и безграничной любви к Родине.
Советуем прочитать автобиографическую повесть современной петербургской писательницы Эллы Фоняковой “Хлеб той зимы”. Она о первоклашке Лене, которая рассказывает историю своей семьи, оставшейся в городе во время оккупации. Девочка, которая ощутила на себе все ужасы того времени: голод, холод, отсутствие электричества и водоснабжения, вши, цинга, дистрофия, ну и, конечно же, жуткий страх. Страх смерти, страх потерь, страх неизведанного… Только рассказывает она эту историю, уже будучи взрослой. В повести нет страшных описаний сцен насилия, смерти. Несмотря на горечь главной темы книги, всё в ней пропитано оптимизмом.
учитель биологии
Написать автору