Известно, что существуют возрастные периоды особой психологической уязвимости, в частности, период полового созревания, когда гормональные изменения делают подростков раздражительными и агрессивными. Для подросткового возраста характерны также психосоциальные конфликты в школе, родительском доме, компаниях сверстников, знакомых и конфликты личностные, когда школьник, раскрывая и исследуя свое “Я” познает собственную уникальность.
В школе подросток сталкивается с различными проблемами, неблагоприятное воздействие которых на его здоровье приводит к возникновению стрессовых состояний.
11 мая в рамках проекта Российского Красного Креста «Мир общения и надежд» проводилось занятие для подростков “Стресс: как его преодолеть?”
Цель: профилактика школьной и социальной дезадаптации, суицидального поведения и употребления ПАВ.
Задачи:
— актуализировать представления школьников о стрессе, его причинах, эмоциях и чувствах, провоцирующих стресс, о вреде стресса для организма человека;
— выявить типы ситуаций, являющихся для подростков самыми стрессовыми в школе и дома, и способы реагирования школьников на указанные ситуации;
— познакомить подростков с эффективными способами преодоления стрессовых ситуаций: управление дыханием, мышцами, визуализация, словесные техники;
— обучить школьников приемам социально приемлемого выражения негативных эмоций.
Началось занятие заданием “Приветствие”, в котором участникам игры предлагалось по порядку назвать своё имя и одно качество, которое им нравится в себе, своё достоинство. Самым распространенным ответом оказалось качество – добрый или добрая. Среди ответов были и такие – весёлая, волевая, решительный, смелый.
![]() |
![]() |
|
![]() ![]() |
![]() ![]() |
Далее участникам предлагалось назвать ассоциацию к слову “стресс”. Ответы записывались на доску: гнев, волнение, торможение, страх перед выступлением, слёзы, экзамены, ссора, контрольная работа, мониторинг, конфликт, ненависть…
Мы обратили внимание на то, что большинство наших ассоциаций к данному слову негативно окрашены.
Далее участники тренинга участвовали в обсуждении по следующим вопросам:
— Что такое стресс?
— Какие эмоции и чувства за ним стоят?
— Что такое дистресс?
— Что такое положительный и отрицательный стресс?
— Каковы основные причины негативного стресса?
— Каковы последствия стресса?
Затем подростки выполняли упражнение “Ладошка моего стресса”. Заранее ребята на листах бумаги обвели свои ладошки и вырезали их. На занятии каждый участник в центре написал своё имя, а потом на каждом пальчике нарисованной ладони должен был написать ситуацию, которая вызывает или может вызвать сильные тревогу, страх, злость, усталость – стрессовые ситуации.
![img](https://clp.pskov.ru/downloads/2024/01/output-onlinegiftools.gif)
По желанию дети называли свои ситуации. Обобщив всё сказанное детьми, мы определили ряд общих стрессовых ситуаций.
Следующее упражнение “Мой ответ стрессу”. Для этого было необходимо загнуть каждый палец нарисованной ладони и написать на нём “мой ответ стрессу”, то есть то, что можно сделать в ответ на ситуацию, чтобы преодолеть стресс, избавиться от сильных негативных эмоций. Сами ребята предлагали следующие ответы: закалять волю, выучить урок, хобби, избегать ссор, тренировать ответную реакцию, поговорить с родителями, позитивная установка, занятия физкультурой и т. д.
Мини-лекция “Эффективные приёмы и техники борьбы со стрессом” научила подростков приёмам преодоления со стрессом. Ребята узнали о мышечной технике, о приёмах нормализации дыхания, визуализации, словесных действиях и других. Было заострено внимание на вопрос “Куда обращаться при затянувшемся стрессе?”
В заключение тренинга были обсуждены средства для помощи людям, находящимся под воздействием стресса:
— твоё собственное “Я”,
— семья и близкие люди,
— друзья,
— школьный учитель, психолог.
Ученикам 10 класса, которым предстоит серьезное испытание – выпускные экзамены, были даны рекомендации “Как избежать стресса во время экзамена”.
координатор проекта «Мир общения и надежд»
Написать автору