«Аутизм: давайте знакомиться»

Новый рисунок (1)В 2008 году 2 апреля был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН Всемирным днём распространения информации об аутизме. В этот день общественные организации всего мира, профессионалы стремятся донести до родителей, специалистов, представителей властей и общественности необходимость повышения уровня информированности об аутизме как о проблемном вопросе, требующего особого внимания всего мирового сообщества.


По всей России пройдет информационная акция «Аутизм: давайте знакомиться», целью которой является донесение точной информации об этом диагнозе,  который окружен мифами, непониманием и неприятием в обществе.

В Центре лечебной педагогики (г. Псков) также обучаются  дети с расстройствами аутистического спектра. Для них, в рамках наших возможностей, создаются условия, позволяющие им познавать себя, окружающий их мир, справляться с трудностями, вызванными особенностями их развития. И мы видим, что целенаправленная педагогическая работа приносит свои плоды.

Но чтобы хорошо учить, надо хорошо учиться. И учителя учатся. На весенних каникулах на базе ЦЛП проходил семинар по различным аспектам работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Семинар проводили давние партнёры и друзья Центра лечебной педагогики – специалисты Центра помощи аутичным детям «Добро» (г. Москва) Татьяна Ивановна Морозова и Сергей Алексеевич Морозов.

Зная теорию, историю вопроса, являясь практиками, эти люди готовы передавать свой опыт и свои знания всем, кто, в свою очередь, готов помогать детям с аутизмом справляться с их непростой ситуацией. И тех, кто готов учиться, было на семинаре немало. Учителя Пскова, Великих Лук, различных районов Псковской области (всего более 50 человек) в течение всей каникулярной недели учились работе с особыми детьми.

Присоединяясь к акции «Аутизм: давайте знакомиться», мы также хотим внести вклад в распространение информации об аутизме.

О диагнозе с точки зрения …

  • науки

АУТИЗМ – нарушение развития, которое проявляется в течение первых трёх лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. Это не просто некая психическая аномалия, а многофункциональное нарушение, в основе которого – проблемы самого разного происхождения: иммунологические, неврологические, биохимические, эндокринные, многие другие. Современная наука не может однозначно ответить на вопрос о причине возникновения аутизма.

При аутизме нарушается способность ребёнка к социальным навыкам, контактам с другими детьми и взрослыми, возникают проблемы как в невербальной коммуникации, так и в общении при помощи речи. При всём этом интеллект ребенка может не страдать, а в некоторых случаях быть гораздо выше, чем у его сверстников.

  • статистики

По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире сейчас около 67 миллионов людей с аутизмом. «Необычные» дети появляются сегодня 1 на 88 детей; из них – один выявленный диагноз «аутизм» приходится 1 на 54 мальчика, 1 на 252 девочки. Ученые озабочены тем, что статистика распространенности данного расстройства раннего развития человека за последние десять лет выросла в 10 раз. Каждые 20 минут регистрируется новый случай аутизма.

  • масштабности

Специалисты Всемирной организации здравоохранения подчеркивают, что аутизмом страдают люди на всех континентах, во всех странах, независимо от пола, расовой принадлежности и социально-экономического положения. Сегодня АУТИЗМ является проблемой мирового масштаба. Россия — не исключение.

Мы призываем общество в этот день стать ещё на одну ступень внимательнее к тем, кому так необходима поддержка, любовь, помощь и понимание.

Сайт   http://asperger-ru.livejournal.com/  попытался обратиться к людям как бы от лица  человека с аутизмом:

— я молчу не потому, что я тупой;

— я веду себя неестественно не потому, что я вру или что-то скрываю;

— мои эмоции плохо поддаются контролю не потому, что меня не научили держать себя в руках;

— я не инфантильный;

— я ограничиваю себя в общении и отказываюсь от встреч не потому, что я социопат;

— я не замечаю вас или не слышу обращения ко мне не потому, что я глухой;

— я не знаю как вести себя и избегаю смотреть в глаза не потому, что меня не научили хороших манерам;

— я не отвечаю на звонки не потому, что не желаю слышать лично вас;

— я не высокомерный;

— я не пожимаю вам руку или не целуюсь с вами при встрече не потому, что недолюбливаю вас;

— я не эгоцентрик;

— я не эксцентрик;

— возможно, я даже не интроверт;

— и уж точно я не хочу всеобщего внимания к своей персоне;

— моя прямота не есть желание оскорбить или унизить вас;

— когда я говорю «я не могу» – это значит, что я действительно НЕ МОГУ, а вовсе не то, что мне не  хватает мужества или настойчивости;

— и ещё раз: я молчу или отвечаю невпопад не потому, что я тупой.

Просто я аутист.

Прошу принять это во внимание при взаимодействии со мной.

__________________________________________________

Для тех, кого интересует тема аутизма, мы составили (конечно, далеко не полный) перечень видеоматериалов (Video_ob_autizme.pdf) и ниже приводим названия нескольких книг, дающих некоторые представления о том, что же такое аутизм.

Книги об аутизме

• Коллинз, Пол. Даже не ошибка. Отцовское путешествие и таинственную историю аутизма/Пол Коллинз.- М. : Теревинф, 2013. – 236 с.

Книга Пола Коллинза, американского писателя, журналиста и историка науки, сочетает драматический рассказ о сыне-аутисте и своего рода «научный детектив». Вспоминая полузабытых гениев и исследуя медицинские архивы, писатель сам начинает понимать, зачем посвятил свою жизнь изучению биографий талантливых чудаков, и в свою очередь объясняет читателю, почему все эти истории важны и даже необходимы для того, чтобы пролить свет на проблему аутизма. Для широкого круга читателей.

Для родителей и близких (взято из: Коллинз, Пол. Даже не ошибка. Отцовское путешествие и таинственную историю аутизма/Пол Коллинз.- М. : Теревинф, 2013).

• Andron, Linda, ed. Our journey through high functioning autism and Asperger syndrome: A roadmap (2001). Если вашему ребенку только-только поставили такой диагноз, то познакомиться с этой книгой – всё равно что попасть в компанию людей, которые понимают вас с полуслова. Это очерки родителей аутичных детей, описывающих свои, порой смахивающие на анекдоты, воспитательные опыты и подходы. Интересный поворот: книга включает и отклики самих детей — большинство из них теперь подростки, а то и взрослые. Сравните эти воспоминания об одних и тех же событиях и почувствуйте контраст.

• Baron-Cohen, Simon, and Patrick Bolton. Autism: The Facts (1993). К сегодняшнему дню этот краткий «букварь» уже несколько устарел, но все же до сих пор является одним из практичнейших руководств по теме аутизма. Если вы нуждаетесь в срочном руководстве объёмом в сто страниц, то эта книга по-прежнему сможет помочь вам лучше всего.

• Grandin, Temple. Thinking in Pictures (1996)¹ (¹На русском языке издана другая, не менее известная книга Темпл Грэндин: Грэндин Т., Стриано М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. — 2-е изд. — М: Теревинф, 2012). Мемуары Грэндин о том, каково это – быть аутичным, остаются целой вехой, и вполне справедливо. Для многих родителей аутичных детей именно это – первая книга, которую дают почитать друзьям и родственникам. Даже люди, несведущие в медицинской терминологии, сразу же понимают это свидетельство от первого лица.

• Karasik, Paul and Judy. The ride together: A brother and sister’s memoir of autism in the family (2003). Блестящее, иллюстрированное графикой (Пол работает карикатуристом в «Нью-Йоркере») повествование об аутичном брате Карасиков, Дэвиде.

Написать автору
наверхнаверх