Жизнь без стресса

11.05.2016, стресс, 06Известно, что существуют возрастные периоды особой психологической уязвимости, в частности, период полового созревания, когда гормональные изменения делают подростков раздражительными и агрессивными. Для подросткового возраста характерны также психосоциальные конфликты в школе, родительском доме, компаниях сверстников, знакомых и конфликты личностные, когда школьник, раскрывая и исследуя свое “Я” познает собственную уникальность.

В школе подросток сталкивается с различными проблемами, неблагоприятное воздействие которых на его здоровье приводит к возникновению стрессовых состояний.

11 мая в рамках проекта Российского Красного Креста «Мир общения и надежд» проводилось занятие для подростков “Стресс: как его преодолеть?”

Цель: профилактика школьной и социальной дезадаптации, суицидального поведения и употребления ПАВ.

Задачи:

— актуализировать представления школьников о стрессе, его причинах, эмоциях и чувствах, провоцирующих стресс, о вреде стресса для организма человека;

— выявить типы ситуаций, являющихся для подростков самыми стрессовыми в школе и дома, и способы реагирования школьников на указанные ситуации;

— познакомить подростков с эффективными способами преодоления стрессовых ситуаций: управление дыханием, мышцами, визуализация, словесные техники;

— обучить школьников приемам социально приемлемого выражения негативных эмоций.

Началось занятие заданием “Приветствие”, в котором участникам игры предлагалось по порядку назвать своё имя и одно качество, которое им нравится в себе, своё достоинство. Самым распространенным ответом оказалось качество – добрый или добрая. Среди ответов были и такие – весёлая, волевая, решительный, смелый.

11.05.2016, стресс, 01 11.05.2016, стресс, 02
белый квадрат11.05.2016, стресс, 05 белый квадрат11.05.2016, стресс, 06

Далее участникам предлагалось назвать ассоциацию к слову “стресс”. Ответы записывались на доску: гнев, волнение, торможение, страх перед выступлением, слёзы, экзамены, ссора, контрольная работа, мониторинг, конфликт, ненависть…

Мы обратили внимание на то, что большинство наших ассоциаций к данному слову негативно окрашены.

Далее участники тренинга участвовали в обсуждении по следующим вопросам:

— Что такое стресс?

— Какие эмоции и чувства за ним стоят?

— Что такое дистресс?

— Что такое положительный и отрицательный стресс?

— Каковы основные причины негативного стресса?

— Каковы последствия стресса?

Затем подростки выполняли упражнение “Ладошка моего стресса”. Заранее ребята на листах бумаги обвели свои ладошки и вырезали их. На занятии каждый участник в центре написал своё имя, а потом на каждом пальчике нарисованной ладони должен был написать ситуацию, которая вызывает или может вызвать сильные тревогу, страх, злость, усталость – стрессовые ситуации.

 

По желанию дети называли свои ситуации. Обобщив всё сказанное детьми, мы определили ряд общих стрессовых ситуаций.

Следующее упражнение “Мой ответ стрессу”. Для этого было необходимо загнуть каждый палец нарисованной ладони и написать на нём “мой ответ стрессу”, то есть то, что можно сделать в ответ на ситуацию, чтобы преодолеть стресс, избавиться от сильных негативных эмоций. Сами ребята предлагали следующие ответы: закалять волю, выучить урок, хобби, избегать ссор, тренировать ответную реакцию, поговорить с родителями, позитивная установка, занятия физкультурой и т. д.

Мини-лекция “Эффективные приёмы и техники борьбы со стрессом” научила подростков приёмам преодоления со стрессом. Ребята узнали о мышечной технике, о приёмах нормализации дыхания, визуализации, словесных действиях и других. Было заострено внимание на вопрос “Куда обращаться при затянувшемся стрессе?”

В заключение тренинга были обсуждены средства для помощи людям, находящимся под воздействием стресса:

— твоё собственное “Я”,

— семья и близкие люди,

— друзья,

— школьный учитель, психолог.

Ученикам 10 класса, которым предстоит серьезное испытание – выпускные экзамены, были даны рекомендации “Как избежать стресса во время экзамена”.

Ольга Павловна Васильева,

координатор проекта «Мир общения и надежд»

Написать автору
наверхнаверх