Я учусь владеть собой

В мае продолжилась работа проекта «МИГ-60». Уроки Здоровья были посвящены очень важной теме: “Эмоции и чувства. Стресс”.

Как известно, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребёнка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызвать у них негативную реакцию. Повышенная утомляемость – ещё одна отличительная особенность, характерная практически для всех наших участников проекта. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны. Они чаще могут испытывать отрицательные эмоции. Доминирование отрицательных эмоций над положительными приводит к стрессу. Тем более, в конце учебного года, когда школьники пишут большое количество контрольных и проверочных работ. А выпускникам предстоят ещё выпускные экзамены!

Поэтому основная цель Урока Здоровья – знакомство с эмоциональной сферой человека, формирование навыков анализа собственных эмоциональных реакций.

Данный урок мы проводили в два этапа. На первом занятии участников проекта познакомили с понятиями “эмоции” и “чувства”, рассмотрели их различия. С целью отработки навыка распознавания и выражения эмоций с участниками проекта была проведена игра “Крокодил”. Ребята по очереди тянули карточку с эмоцией, показывали её, остальные угадывали.

После с участниками проекта была проведена беседа о пользе и вреде эмоций, в результате которой у ребят был сформирован навык дифференцирования негативных и позитивных эмоциональных проявлений. Девочки и мальчики получили представление о возможных последствиях эмоциональных проявлений, обсудили плюсы и минусы эмоций. Затем познакомились с дыхательной техникой, для снижения уровня тревожности и формирования навыков телесного самоконтроля.

Второе занятие было посвящено вопросу тревожности и способам преодоления тревожных состояний. Участники проекта обсудили, как выглядит тревожный человек (красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение и т.д.), какие физиологические изменения происходят в его организме. Ребята узнали, что люди испытывают тревожность в разных ситуациях, например, накануне важных событий, ответа у доски, на экзамене. Многие испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность и концентрация. Наши отрицательные эмоции считают “сторожами”, которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно назвать тревожностью, которая сопровождается неприятными ощущениями.

 

Участники проекта познакомились с формулировкой понятия “стресс”. В ходе занятия были обсуждены такие важные вопросы как: физиологическая сторона тревожности, “здоровые” и “нездоровые” способы преодоления напряженного состояния. Заострили внимание на том, что употребление психически активных веществ создает иллюзию по снятию тревожности.

После приступили к практическому блоку занятия, выполнив упражнение “Даже если…” – “В любом случае…”. Ребята получили рекомендации, как необходимо вести себя в ситуации напряжения, выполнили упражнения “Продумай заранее”, “Домик”, “Кнопка”.

В конце занятия участники проекта обсудили, какие способы преодоления тревожности они взяли себе на заметку. В заключение мероприятия все получили памятки “Я учусь владеть собой”.

А нашим выпускниками мы пожелаем «Ни пуха ни пера!». Вы справитесь!

Ольга Васильева,
координатор проекта «МИГ-60»

Написать автору
наверхнаверх