Диагностическая методика РЕР-3

РЕР-3, (7)В очередной раз обращаемся к опыту мамы ребёнка с аутичными чертами Анны Сениной, которая ведёт блог о пути особенного ребёнка. И в этой публикации Анна рассказывает о диагностической методике PEP-3, которую специалисты используют в психолого-педагогическом обследовании детей с расстройствами аутистического спектра.

Текст и фото публикуются с согласия автора. Орфография, пунктуация автора сохранены.

«В отделении ранней помощи Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения города Пскова около 10 лет проводят индивидуальное психолого-педагогическое обследование для детей с расстройствами аутистического спектра PEP-3 (создано в рамках программы TEACCH), которое помогает не только узнать, входит ли ребёнок в спектр РАС, но и позволяет выявить уровень его развития в 7 областях, а затем написать индивидуальную программу обучения.

РЕР-3, (7)

⭕ РЕР-3 включает 172 задания, которые предлагают ребён­ку выполнить.

Задания по вербальному и невербальному интеллекту объединены в блок «коммуникация», по общей, тонкой мото­рике и зрительно-двигательному подражанию (зрительно- моторной координации) — в блок «моторика», аффективные проявления, социальное взаимодействие, типичное поведение в двигательной и речевой сферах — в блок «дезадаптивное по­ведение».

Хочу отдельно описать несколько заданий.

1. Ребёнку предлагают 3-5 кубика с различными текстурами для того, чтобы выявить сенсорную модальность и насколько она адекватна. То есть «зависает» ли ребёнок с определенными тактильными ощущениями и, если да, то с какими. Это помогает в дальнейшем работать с сенсорной составляющей и «насыщать» малыша.

2. Одним из средств изучения вербального/невербального интеллекта является соотношение изображения с реальным предметом. Предлагают такие предметы, как карандаш, стакан, зубную щетку, носок и т. п. Одновременно отмечают, знает ли ребёнок как используются эти предметы.

3. Для определения зрительно-двигательной координации и ведущего глаза/руки/полушария могут предложить калейдоскоп или белый лист бумаги с отверстием.

4. Графомоторные навыки ребёнка рассматривают по нескольким параметрам: это и мелкая моторика, и рисование, и графическая символика. Предлагают специальный альбом для рисования, чтобы понять, видит ли ребёнок контуры рисунка и может его закрасить, умеет ли скопировать и нарисовать прямую и круг, и т. д.

РЕР-3, (9) РЕР-3, (5) РЕР-3, (3)

Вопросник для родителей включает 10 вопросов в связи с проблемами поведения, 13 — о состоянии навыков самооб­служивания и 15 вопросов — по адаптивному поведению, то есть всего 38 вопросов.

Кроме того, родителям предлагается оценить уровень раз­вития ребёнка на момент обследования по пяти параметрам (способность к общению, развитие моторики, социальных на­выков и самообслуживания, а также способностей мышления) и в целом (какому возрасту соответствует состояние навыка или общего развития). Также родителям предлагают десять диагно­стических категорий (аутизм, умственная отсталость, шизофре­ния, речевые нарушения и т. д.), чтобы оценить, в какой степени они подходят их ребёнку и влияют на его развитие. Эти разделы характеризуют адекватность отношения родителей к ситуации нарушения развития у их сына или дочери, в какой степени эти оценки сходны у обоих родителей (если они оба заполняют вопросники).

⭕ РЕР-3 используется для решения следующих конкретных задач:

— определение сильных и слабых сторон развития ребёнка, как основы для составления индивидуальных программ обучения;

— получение информации, подтверждающей диагноз;

— определение уровня развития ребёнка и степени его адаптации;

— оценка эффективности педагогической и клини­ческой коррекции в динамике.

РЕР-3, (2)

⭕ К достоинствам РЕР-3 можно отнести гибкость схемы применения (нет временных ограничений — можно проводить обследование в течение нескольких занятий с перерывом, за несколько дней и т. п.), возможность оце­нить зону ближайшего развития, поскольку результат оцени­вается не только как «выполнено» / «не выполнено», но и как «выполнено с помощью», виды которой строго регламентиро­ваны для каждого задания.

Результат представлен не только качественными, описательными данными, но также наглядно (в форме графика) и количественно (психический возраст по семи шкалам)».

Написать автору
наверхнаверх