Основные тезисы онлайн-дискуссии о развитии прав людей с инвалидностью

18 июня 2020 года в рамках программы Немецко-русский обмен (DRA e.V.) «INKuLtur — за инклюзию в культуре» состоялась онлайн-дискуссия на тему «75 лет со дня окончания войны — 75 лет прав людей с инвалидностью?? Развитие прав людей с инвалидностью в Германии, России и Украине».

Совместно с экспертами из Германии, России и Украины обсуждалось актуальное состояние прав людей с инвалидностью, а также их историческое развитие. В результате приглашенным экспертам удалось провести обзор последних 75 лет и поднять вопрос о том, как изменилось представление об инвалидности в обществе со времен окончания Второй мировой войны.

Мероприятие началось с приветствия руководителя программы Ирины Бухаркиной и вступительного слова модератора дискуссии Константина Гроша.

«Когда сегодня люди с инвалидностью и их объединения в России, Украине и Германии требуют больше прав, речь чаще идет не о том, чтобы обеспечить средства к существованию, а скорее о требовании равноправия, самоопределения и поддержки полноценного участия в жизни общества. Чем больше стираются воспоминания о самых темных временах в Европе, тем неуклоннее в обществе растет заметность людей с инвалидностью» (цитата Константина Гроша).

Филипп Рау, научный сотрудник кафедры истории медицины Института истории и этики медицины Мюнхенского технического университета, начал с краткого введения о положении людей с инвалидностью в начале 20-го века. Г-н Рау подчеркнул, что во время Первой мировой войны 70 000 пациентов/пациенток учреждений для людей с инвалидностью и психиатрических клиник умерли от последствий болезней, вызванных голодом, что, по словам Рау, «на тысячи человек больше, чем обычная смертность в годы до и после войны». Это событие вызвало первые весьма конкретные дискуссии в Германии начала 1920-х годов по вопросу допустимости «уничтожения жизни, не имеющей ценности».

Затем преподаватель социальной педагогики Уральского государственного педагогического университета Татьяна Дорохова из России рассказала о положении людей с инвалидностью после Первой мировой войны в созданном позднее Советском Союзе, прежде всего, в РСФСР. Трудности, с которыми в то время сталкивались люди с инвалидностью, в значительной степени были обусловлены социально-экономическими факторами. С одной стороны, в 1920-е годы появились первые общества инвалидов, в первую очередь для ветеранов войны, что должно было способствовать социальному обеспечению и льготной занятости. С другой стороны, из-за войны в стране не хватало ресурсов для поддержки маргинализированных групп.

Украинская экспертка Юлия Сачук, которая активно занимается вопросами защиты прав людей с инвалидностью в Украине, рассказала об аналогичном опыте людей с инвалидностью в советской Украине. Однако г-жа Сачук отметила, что здесь взгляд на людей с инвалидностью всегда отличался от общепринятой советской точки зрения, так как общеевропейские тенденции в целом быстрее достигали и успешно ассимилировались в западной части Украины. Для примера она привела школу во Львове, в которой преподавали в том числе и на жестовом языке.

© — 2020 — Kirsten Heyerhoff

Далее участники подиумной дискуссии обсудили те изменения, которые в повседневную жизнь людей с инвалидностью принесло окончание войны. Вторая мировая война ухудшила положение людей с инвалидностью во всех трех странах, и многие её последствия в Германии и на постсоветском пространстве до сих пор недостаточно проанализированы.

Официальная политика национал-социалистической расовой гигиены, «эвтаназии» и принудительной стерилизации в Германии и на оккупированных территориях закончилась с окончанием Второй мировой войны, но, тем не менее, в первые послевоенные месяцы многие пациенты/пациентки домов престарелых, лечебных и психиатрических учреждений были убиты из-за преднамеренного пренебрежения, голода и лекарств. Последующие дискуссии, рассматривавшие оправдательные аргументы национал-социалистов по этим преступлениям, имели драматические последствия и для жертв нацистской принудительной стерилизации, которая проходила с 1933 года до окончания войны на основании «Закона о предотвращении рождения потомства с наследственными заболеваниями». Говоря об этом, Филипп Рау подчеркивает: «Долгое время этот закон […] не рассматривался как закон, имеющий непосредственную национал-социалистическую подоплеку, он […] не применялся после 1945 года, но и не был официально отменен». “И вплоть до 50-х-60-х годов все ещё утверждалось, что это не специфический закон национал-социалистической партии».

В этот период, по словам Татьяны Дороховой, в Советском Союзе не было политики в отношении людей с инвалидностью, преднамеренно направленной против них, но властью они воспринимались по-разному. С одной стороны, было много ветеранов, получивших травмы во время Первой и Второй мировых войн. Эта группа была героизирована и ценилась обществом. С другой стороны, были люди с ментальной инвалидностью и психически больные люди, которых часто воспринимали как юродивых.

Большую роль в то время играла и советская идеология, а поскольку она в первую очередь была связана с классовой борьбой, то дополнительного пренебрежения к инвалидам не было. Однако нехватка ресурсов была насущной проблемой, в связи с чем обеспечение средств к существованию для многих людей, в том числе для людей с инвалидностью, было часто сопряжено с трудностями.

В продолжение дискуссии Юлия Сачук отметила, что положение людей с инвалидностью в Украине в послевоенный период было очень плохим, отчасти потому, что правительство не могло справиться с большим количеством ветеранов-инвалидов. Советское правительство прибегало к различного рода манипуляциям, чтобы уменьшить это количество, чему свидетельствуют архивные
данные. Из-за острой нехватки рабочей силы люди с инвалидностью часто работали в неподходящих для них условиях. В то же время многие люди с инвалидностью принудительно помещались в специализированные интернаты: официально — для лечения, неофициально — для того, чтобы убрать их с улиц.

Сегодня положение людей с инвалидностью существенно изменилось. Даже если в России, по словам Татьяны Дороховой, всё ещё не все готовы воспринимать человека с инвалидностью как равного, инклюзивные процессы приобретают все большую значимость, несмотря на нехватку материального обеспечения, как, к примеру, частое отсутствие пандусов и лифтов. Благодаря прогрессивной политике в области прав людей с инвалидностью, которая началась с движения людей с инвалидностью и вступления в силу Конвенции ООН о правах инвалидов, а также благодаря активистам/активисткам, которые вносят свой вклад в повышение осведомленности общественности о проблемах этих людей, люди с инвалидностью и без инвалидности могут участвовать в совместном диалоге на равных и всерьез принимают свое право на самоопределение.

Юлия Сачук, которая сама является слабовидящей, сегодня наблюдает подобное изменение восприятия инвалидности и в современном украинском обществе.

«Произошла смена парадигм в отношении инвалидности: от медицинской точки зрения, ориентировавшейся на патологию, к пониманию инвалидности как социального конструкта. И это сказывается очень плодотворно и на изучения истории инвалидности», — заключил Филипп Рау.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Содержание данной публикации является исключительной ответственностью DRA e.V. и не обязательно отражает точку зрения Европейского Союза.

Подиумная дискуссия организована в сотрудничестве с Foundation Memorial to the Murdered Jews of Europe (Берлин, Германия) в рамках программы «INKuLtur — за инклюзию в культуре», которая реализуется немецкой общественной организацией DRA e.V. совместно с партнёрами из России (ПРОБО «Общество родителей детей-инвалидов с аутизмом «Я и Ты» и АНО Научно-практическое социально-педагогическое объединение «Благое Дело»), Германии и Украины при финансовой поддержке Европейского Союза и Министерства иностранных дел Германии.

Сайт программы — inkultur.ru

Организатор программы:

 

 

 

 

Партнёры программы в России:


При финансовой поддержке:

Европейский Союз
Написать автору
наверхнаверх