“Поэтому мы требуем дизайн для ВСЕХ”. Интервью с эксперткой INKuLtur Кристиане Шрюбберс

Представитель международной программы “INKuLtur — за инклюзию в культуре” Наталья Звягинцева поговорила с Кристиане Шрюбберс, эксперткой программы, о её работе, о концепте инклюзии в целом и о создании доступной среды в учреждениях культуры в частности.

INKuLtur: Госпожа Шрюбберс, вы предлагаете семинары и консультации в области доступности в музеях и мемориалах. Также в нашей программе “INKuLtur — за инклюзию в культуре” вы участвовали в качестве экспертки по этой теме. Можете рассказать, что является для вас наиболее сложным и наиболее увлекательным в этой работе?

Кристиане Шрюбберс: Я работаю педагогом в музее. По моему мнению, музей должен быть местом формирования идентичности. Это значит, что тот, кто приходит туда, должен иметь право голоса. Я работаю над тем, чтобы все посетители музея могли говорить и участвовать в разговоре. Для меня впечатляюще видеть, как элитарные и академические направления музея в процессе устранения барьеров становятся доступнее, но в тоже время не теряют своего содержания. Одним из вызовов есть именно работа с текстами: используя упрощенный язык и хороший стиль, объяснить ход мыслей и прийти к сути дела.

INKuLtur: На одном семинаре в рамках нашей программы вы обсуждали с сотрудниками культурных учреждений в России тему “Доступной работы с общественностью”. Что, по-вашему мнению, значит успешная и эффективная доступная работа с общественностью?

Кристиане Шрюбберс: Успешную работу с общественностью можно сравнить с культурой гостеприимства, которая царит в доме. Если каждый посетитель, каждая посетительница еще перед входом в дом знает, что их ожидают преимущества от пребывания, а сам визит будет комфортным, значит коммуникационная работа с общественностью была проведена успешно.

INKuLtur: Можете объяснить людям, которые ещё не совсем знакомы с концептом доступности, ваше понимание инклюзии в культуре?

Кристиане Шрюбберс: Инклюзия значит: поддерживать и представлять разнообразие.

Мы живём в конце той эпохи, когда было принято думать, что каждый человек имеет 170 см роста, 75 кг веса, острый взгляд, как у орла и 10 сильных пальцев. Поэтому все столы были соответственно высоки, все стулья соответственно широки, а буквы скорее элегантные, чем понятные.

Одновременно мы живём в начале той эпохи, в которой видно, что каждый из нас выглядит по-другому, имеет разные таланты и нуждается в разных вещах. Поскольку мы выступаем за равенство прав, мы хотим, чтобы все участвовали в общественной жизни и привносили свой вклад в её формирование. Как можно большее количество разных людей должны иметь доступ к продуктам, обслуживанию, архитектуре и открытой среде. Это значит, что для сиденья, чтения, слушанья и ходьбы должна быть предложена доступная альтернатива, которая заменила бы старые стандарты. Для этого мы требуем дизайн для ВСЕХ, в котором будут задействованы как минимум два канала восприятия.

Я назову три примера.

1. Книга для чтения может быть также доступна в качестве аудиокниги. Такая книга понравится людям, которые больше любят слушать, чем читать, но также и тем людям, которые не могут читать по причине ограниченного зрения или ментального нарушения, или же просто не любят чтение как таковое.

2. Фильм может быть дополнительно снабжён языком жестов, звуковым описанием и субтитрами. Тогда люди, которые не могут слышать или видеть фильм, все равно смогут прочувствовать его, так же, как и слабослышащие люди, и те, кто не совсем владеет языком оригинала фильма.

3. Экспонат в музее может быть в свободном доступе для прикосновения и ощущения, или же рядом есть установленная модель или образец – копия экспоната, который можно потрогать. Это помогает слепым людям, людям с ментальными нарушениями, а также тем, у кого срабатывает сильный тактильный импульс и восприятие работает эффективнее именно через прикосновение.

INKuLtur: Дорогая госпожа Шрюбберс, благодарим вас за содержательный разговор.

Фото: Faceland

— — — — — — — — — — — — — — — — — —

Данная публикация подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза.

Содержание данной публикации является исключительной ответственностью DRA e.V. и не обязательно отражает точку зрения Европейского Союза.

Программа «INKuLtur – за инклюзию в культуре» реализуется немецкой общественной организацией DRA e.V. в партнёрстве с ПРОБО «Общество родителей детей-инвалидов с аутизмом «Я и Ты» и АНО Научно-практическое социально-педагогическое объединение «Благое Дело» и при финансовой поддержке Европейского Союза и Министерства иностранных дел ФРГ.

Сайт программы — inkultur.ru

Организатор программы:

Партнёры программы в России:

При финансовой поддержке:

Европейский Союз
Написать автору
наверхнаверх